Главная  |  Статьи

12.05.2017

Коварная МВА

Реакция многих перспективных и многообещающих финансистов и консультантов при приближении экономического кризиса выглядит примерно так: Они начинают паковать чемоданы и собираться в бизнес-школу. И тем временем, пока мировая экономическая система страдает от кризиса, приемные комиссии бизнес-школ не вмещают всех желающих подать документы на поступление.

В этом смысле интересно ознакомиться с дискуссией Анди Лоу (Andy Lo), Джей Лорч (Jay Lorsch) и Ракеш Кураны (Rakesh Khurana), которые общаются о том, действительно ли бизнес-школы участвуют в возникновении рецессии экономики. Госпожа Лорч и Корана, профессора человеческих отношений и лидерства в Гарварде считают, что бизнес-школы побуждают к культуре "я", подталкивая индивидов к заинтересованности исключительно своей собственной личностью. 

"Идеи и инструменты - особенно экзотические финансовые инструменты, слабые компенсационные планы, модели корпоративного лидерства, ценящие в лидере только его харизматичность, которые вкладываются в голову студентов МВА, обычно игнорируют вопрос того, что на самом деле эффективно для организаций в долгосрочном разрезе".

Мистер Лоу - известный профессор финансов в MIT отстаивает противоположную точку зрения, утверждая, что природа кризиса приводит к тому, что бизнес-образование становится нужным людям больше, чем когда-либо прежде. Он убежден, что фокус человека на собственной индивидуальности является врожденным качеством и присущ всем человеческим существам. Природа финансовой отрасли изменилась, став более технической. Студенты МВА могут легко усвоить наиболее используемые инструменты, при этом обучаясь удачно управлять рисками. При этом следует понимать, что МВА ориентировано в основном на практические навыки, возможно, Вам придется сделать реферат или несколько рефератов, но основной упор идет на знания студента и умение их применять на практике.

Это напоминает дискуссию, которая состоялась с профессором престижной бизнес-школы. Сразу после инцидента, который произошел с Enron у профессора спросили, каким образом бизнес-школа может сделать студента более этическим, чтобы избежать такого поведения в будущем. Ответ был таким: вы не можете научить студента этике. Но к тому времени, когда студенты обычно приходят на МВА (а это в среднем случается в возрасте 25-30 лет), вы уже или этический человек, или нет. Ни одна бизнес-школа не заставит вас осознать, что кража чужих денег - это плохо, если вы занимаетесь этим всю свою жизнь. Впрочем, большинство студентов МВА - этические. Они научились этому от родителей много лет назад.

Основная проблема МВА заключается еще и в том, что их программы не являются общепринятыми. Если быть честными - многие бизнес-школы предлагают замечательные курсы для финансистов. Но только очень незначительное количество студентов записывается на них. МВА-программы - это бизнес для университета. Этот бизнес приносит большую прибыль, а следовательно профессора ставят своей целью сделать все, чтобы максимально удовлетворить студента. Как следствие, студентам позволяют вообще не посещать занятия, которые кажутся им неинтересными. Хотя, именно такие занятия часто бывают очень полезными. Попробуйте заставить студентов МВА изучить алгебру. Скорее всего они возмутятся и ничего не будут делать.

А когда программа теряет свою интеллектуальную составляющую - студенты МВА даже не догадываются, как мало они на самом деле знают. Самоуверенность, которая пропагандируется в бизнес-школах, зачастую не имеет ничего общего с реальными знаниями. С этой точки зрения экономический кризис может положительно повлиять на образование МВА - возможно студенты наконец поймут, что нужно учиться. И делать это по-настоящему!